Как выбрать кафедру:

попытка научного анализа проблемы

Введение

Эта заметка адресована студентам второго курса, которым предстоит сделать непростой выбор в условиях полной неопределенности. Для вас, будущие наши коллеги, кафедры являются «черными ящиками» (не в смысле цвета стен) с непонятными, хотя и звучными, названиями. Для нас вы – полная загадка с неясным будущим. В условиях такой неопределенности входных данных, осознанный (научный) подход к выбору кафедры представляет проблему. В большинстве случаев, однако, проблема выбора решается, отнюдь, не научным методом. Часто выбор основан на «стадном чувстве», которое у студентов второго курса еще вполне действенно. Тем не менее, научный подход возможен. Дальнейшая часть статьи адресована тем студентам, которые уже в состоянии преодолеть стадное чувство и ориентируются на свой развитый интеллект, эмоционально окрашенный интересом к науке и своему будущему. Кстати сказать, из таких ярких индивидуальностей, не подверженных стадному чувству, и формируется научная элита.

Нужно подчеркнуть, что цена выбора велика. Вы можете выбрать кафедру, где вам покажется слишком трудно или легко, скучно или не очень, и т.д. А это на несколько лет! К счастью, сейчас изменить выбор можно при поступлении в магистратуру. На самом деле вы выбираете не кафедру, а тот маленький коллектив, в пределе состоящий только из одного человека – научного руководителя, в котором вы будете развиваться. Темп и направление вашего развития, ваш интерес к науке вообще, и к конкретной области физики, в частности, зависит от этого маленького коллектива. Будьте внимательны!

Критерии выбора

Есть несколько объективных, и не очень объективных, критериев.

Уровень образования.

Сейчас естественным является стремление студента получить хорошее образование. Поверьте на слово, вы можете получить высокий уровень образования в отдельных научных группах в нашем университете, на уровне ведущих университетов мира. Не верьте тем статистикам, которые отодвигают наш университет в какую-то сотню. Фольклор утверждает, что есть ложь, наглая ложь и статистика. Наши выпускники востребованы во всем мире, учатся в аспирантуре, работают постдоками (PostDoc) в лучших лабораториях мира, ездят на научные конференции по разным странам. С другой стороны, не каждый студент может достичь этого высокого уровня. Может оказаться тяжеловато! Выбирайте по своим способностям, если вы уже в состоянии их оценить. Если же ваши способности еще не раскрыты – дерзайте!

Область физики.

На физ-факе вы, естественно, получите базовое образование по физике вообще и более углубленные знания по какому-то разделу физики. Нужно отметить, что у человека нет заложенной от рождения на генетическом уровне склонности к какой-то конкретной области физики, например, физике воды. Ваш выбор здесь достаточно произволен. Тем не менее, вы, может быть, уже почувствовали склонность писать формулы или, наоборот, разбирать приборы, чтобы посмотреть, что там внутри. Короче говоря, вы можете определиться – вы потенциальный теоретик или экспериментатор.

У нас есть сильные теоретики на теоретических кафедрах, а также в теоретических группах других кафедр, у которых можно многому научиться. Ищите таких научных руководителей! К слову сказать, теоретики бывают разные. Есть теоретики, которые создают новые теории, например, М-теорию (от слова mystic), теорию всемирного заговора и т.д. Есть теоретики, которые стремятся понять, что экспериментаторы наблюдают на своих приборах, и пытаются смоделировать это. Есть «матфизики», которым интересно поисследовать уравнение, полученное другим теоретиком, на устойчивость, существование и проч. Есть «вычфизики», которые «загоняют» это уравнение в компьютер.

Экспериментаторы тоже бывают разные. Есть экспериментаторы, которые пытаются разгадать загадки природы и ради этого готовы на все – купить дорогой прибора ради одного эксперимента, сделать прибор своими руками, договориться с лабораторией на другом конце света, поехать туда и сделать там эксперимент. Есть экспериментаторы, которым интересна техника эксперимента. Им интересны рекордные чувствительности регистрации сигналов, самые короткие импульсы, самые большие частоты и проч. В отдельных областях физики высоким статусом обладают технологи – специалисты, которые владеют «know how». Например, прогресс в физике наноструктур определяется прогрессом в нанотехнологиях. Умный теоретик, придумавший новый эффект, и умный экспериментатор, мечтающий этот эффект открыть, с замиранием сердца ждут, когда технолог испечет (сварит, вырастит) нужный образец высокого качества.

Более тонкие настройки.

Помимо этого радикального деления на теоретиков и экспериментаторов (оно, впрочем, условно), есть более тонкие настройки. Это выбор направления в физики, которых, несмотря на обилие кафедр, на физ-факе всего несколько. Можно заняться физикой Земли, атмосферы, околоземного пространства, солнца, космоса. Это физика большого масштаба. Можно заняться газами, плазмой, биологическими и другими молекулами. Это физика молекулярного масштаба. Можно заняться физикой твердого тела и наноструктур. Это нанофизика. Наконец, можно заняться физикой элементарных частиц и ядерных реакций. Есть соблазн назвать это элементарной физикой, но, в действительности, это очень сложная физика. Во всех этих направлениях есть теоретическая физика. Есть также междисциплинарная физика, например, нейтронная физика, когда ядерные реакции используются для исследования твердых тел.

Наконец, самый тонкий выбор – это выбор кафедры. Проблема очевидна: кафедр много, названия у них очень общие, чем там занимаются – непонятно. Поэтому ничего не поделаешь, надо ходить по кафедрам и узнавать, что же там делается. От выбора кафедры зависит несколько важных вещей. Во-первых, набор спецкурсов и, соответственно, круг преподавателей, которые читают эти спецкурсы. Преподаватели могут быть молодые или старые, читающие спецкурсы на высоком уровне или не очень, интересно или так себе. Попав к хорошему научному руководителю, но на неудачную кафедру, где лекции «не очень», вы оказываетесь ограниченными в своем развитии. С этим можно бороться, о чем написано в разделе «практические советы». Во-вторых, ваши потенциальные научные руководители «приписаны» к тем или иным кафедрам, поэтому выбирая кафедру, вы выбираете круг ваших потенциальных руководителей. С этим также можно бороться, но не очень просто. Наконец, выбирая кафедру, вы выбираете коллектив. В этом коллективе вы проведете несколько лет, а может быть и много лет, если пойдете по ступенькам: бакалавр, магистр, кандидат, доктор, профессор. Нужно подчеркнуть, что коллектив кафедры – это не только коллектив преподавателей, но и молодежный коллектив студентов и аспирантов. На сильных кафедрах молодежный коллектив имеет более высокий творческий и интеллектуальный потенциал, поэтому там можно достичь больших успехов. Впрочем, для ярких индивидуальностей коллектив может быть не определяющей ценностью. Можно вспомнить Резерфорда, который приехал из Австралии в Англию и сам создал лабораторию, получившую мировую известность.

Практические советы.

Постарайтесь определиться со своим призванием. Самый трудный объект исследования – это вы сами. Цель всего, сказанного выше, это помочь вам оценить свои возможности. Тем не менее, если вы не определились со своим призванием в пятилетнем возрасте (хотя бы на уровне теоретик – экспериментатор), вам предстоит долгий путь. Нужно исследовать свои возможности, а для этого нужно пробовать. Не бойтесь рисковать! Вы можете пойти на экспериментальную кафедру и, углубившись в какую-то проблему, изучать ее теоретическими методами. К слову сказать, самые востребованные теоретики – это те, которые умеют общаться с экспериментаторами. Вы можете пойти на теоретическую кафедру и взяться за теоретический анализ эффектов, которые наблюдают экспериментаторы на другой кафедре. Постепенно вы можете включиться в экспериментальную работу. Можно привести много примеров такого рода. Вы можете попытаться сделать индивидуальный план обучения, комбинируя спецкурсы, читающиеся на разных кафедрах. Это достаточно просто для студентов магистратуры, но, к сожалению, не в бакалавриате. Тем не менее, если вы настойчивы, и ваш научный руководитель будет действовать энергично, деканат пойдет на уступки.

Ищите научную группу.

Долгая история кафедр физ-фака привела к тому, что кафедры сильно отличаются по своему уровню. Есть «полуживые» кафедры, на которых сотрудники ходят на работу два раза в неделю. Это не относится к теоретическим кафедрам, поскольку теоретики «витают в облаках» и редко спускаются на землю, т.е., на рабочее место. Вы можете определить степень «живости» кафедры, придя туда в неурочное время, обычно любой день, кроме вторника и пятницы. Если в эти дни двери кафедральных помещений закрыты, а в коридорах раздается гулкое эхо – вам туда не надо. Есть более живые кафедры. На них вы найдете одну-две научных группы, работающих в неурочное время. Пообщавшись сотрудниками этих групп, вы можете определиться, стоит ли туда идти. Есть активные кафедры. На них несколько активных научных групп, работающих каждый день. Характерным признаком активной группы является наличие там молодежи, занимающейся интересным, хотя пока и непонятным делом. Не стесняйтесь задавать «глупые» вопросы по физике и не только. В частности, спрашивайте о возможности оформиться на работу в этой группе. Если дела в научной группе идут хорошо, то она имеет научные гранты и, тем самым, деньги, чтобы платить молодежи. Задавая вопрос о трудоустройстве, вы косвенно выясняете успешность группы. С другой стороны, чтобы получить хороший уровень знаний вам надо погрузиться в физику, работать каждый день и не искать заработок на стороне, например, разгружая вагоны, или подрабатывая в банке. Не стесняйтесь задавать вопросы о перспективах. Активные научные группы хорошо интегрированы в международное научное сообщество. Молодежь этих групп активно ездит на конференции, стажируется в зарубежных лабораториях, получает именные премии, гранты и т.д., защищает диссертации.

Сопутствующие квалификации.

Не все из вас призваны стать в будущем профессиональными физиками. Это вполне естественно. Тем не менее, хороший уровень образования по физике и математике позволяет быть успешными во многих областях жизни. Хорошо известно, что среди успешных банкиров в Петербурге много выпускников физ-фака. Знание математики хорошо дисциплинирует ум. Опыт изучения физики дает умение проникать в суть вещей и отделять ее от пиара. Кроме физики и математики, можно получить образование в других областях без «отрыва от производства». Прежде всего, это знание английского языка. Активные группы активно общаются с зарубежными коллегами, естественно на английском языке. Второй квалификацией является владение компьютером. Высшими формами этого искусства являются владение сложными программными средствами для решения математических задач, а также создание программ для управления экспериментальными установками. В последнем случае, студенты учатся делать приборы интеллектуальными, встраивая в них микроконтроллеры. В целом, можно получить столь широкое образование, что оно позволит выбирать разные варианты своего будущего. Поэтому не стесняйтесь спрашивать о сопутствующих квалификациях.

Субъективные заметки

В заключение, сделаю несколько субъективных замечаний. Занятие научными исследованиями очень увлекательно. С молодости меня не оставляет восхищение, что природу можно понять. Можно восхищаться гением Де-Бройля, открывшим, что все в мире является немножко волнами. Можно преклоняться перед создателями квантовой механики и пытаться понять ее. В последние десятилетия занятия физикой стали еще более интересными. Во-первых, появились мощные компьютеры, которые позволяют смоделировать то, что раньше было недоступно. Во-вторых, в технике эксперимента произошла революция. Теперь стали возможными для прямого исследования очень быстрые процессы с характерными длительностями в доли пикосекунд. Стало возможно не только наблюдение, но и манипулирование отдельными атомами. Появились практически совершенные технологии создания нано-объектов. Желаю всем студентам приобщиться к этому интересному миру физики!

Игнатьев Иван Владимирович